Google

Google Analytics — возможности сервиса, настройка, отчеты

Системы Web-аналитики – один из главных инструментов, которые используются SEO-специалистами для сбора статистики о посетителях сайта. Наиболее популярными системами являются Яндекс.Метрика и Google Analytics. Они собирают данные о посещаемости сайта, позволяют сегментировать посетителей по полу, возрасту, региону, используемым устройствам.

В системах web-аналитики есть возможность ставить «Цели» и отслеживать их достижение. В режиме онлайн можно видеть количество целевых конверсионных действий от кликов по нужным кнопкам до просмотра заданного количества страниц.

Google Analytics — основные понятия, принцип работы, основные инструменты


Google Analytics представляет собой сервис для сбора статистических данных о посетителях сайта. Инструмент обладает широким набором гибких настроек, чтобы выводить только нужные отчеты или сегментировать аудиторию сайта для более точного анализа. Позволяет собирать данные о посетителях из поисковой системы, из рекламных каналов и социальных сетей. Подробная информация о сервисе представлена в официальном блоге.
Существует платная и бесплатная версия сервиса. На бесплатной основе система корректно обрабатывает до 10 миллионов просмотров в месяц. Платная версия позволяет обрабатывать до 1 миллиарда просмотров страниц в месяц.

Основные понятия для понимания принципов работы в GA:

  • Посетитель – пользователь, который зашел на сайт.
  • Сессия (сеанс) – время, проведенное посетителем на сайте или в мобильном приложении. В случае, когда пользователь бездействует более 30 минут (не совершает переходов и кликов на странице), сеанс прерывается. Возобновление активности посетителя учитывается в системе как новый сеанс.
  • Просмотр – показатель количества загруженных в браузере страниц.
  • Источник – последний ресурс (поисковая система или сайт), который посетил пользователь, перед тем, как перешел на анализируемый сайт.
  • Канал – тип источника, которые подразделяются на обычный поиск (organic), поисковую рекламу с платой за клик (cpc) или переход с веб-сайта (referral).
  • Представление – особое понятие в Google Analytics, часть ресурса, которая настраивается под потребности пользователя по отображению необходимых данных.
  • Конверсия – целевое действие посетителя на сайте. Различают макроконверсию – действие, напрямую связанное с покупкой (добавление товара в корзину), и микроконверсию – действие, ведущее к покупке опосредовано (заполнение формы заявки на обратный звонок или подписка на рассылку).
  • Код отслеживания – специально сгенерированный код, который размещается на сайте, собирает информацию о посетителях и передает ее в систему Гугл Аналитикс.
  • Сегмент – группа сеансов или пользователей, объединенных по схожим характеристикам. Сегментом может быть группа пользователей из определенной страны или города, посетители мужского пола и так далее. Подробнее про настройку сегментов читайте в специальном разделе службы поддержки Google Support.
  • Ресурс – подраздел GA, в котором хранятся и организуются данные об одном сайте или мобильном приложении, по которым необходимо собирать статистику.
  • Отказ — просмотр одной страницы сайта в браузере без совершения действий: переходов на другие страницы, кликов по кнопкам. Показатель отказов рассчитывается как доля от общего числа сеансов на сайте. Важно понимать, что показатель отказов может быть индикатором того, удобен ли сайт, понятно ли посетителям, как найти товар.
Больше терминов и их определений на специальной странице поддержки от Google.

Установка счетчика на сайт и начало работы с Google Analytics

Первый шаг — регистрация или авторизация


Первым шагом следует зарегистрировать аккаунт в Google Analytics на сайте google.com/analytics, чтобы связать свой сайт с сервисом для сбора статистики. Для создания аккаунта следует нажать Start for free (начать бесплатно), если он уже создан — Sign in to Analytics (войти в аналитику). К одному аккаунту можно привязать несколько сайтов.
Важно знать: в GA существует определенная иерархия трех уровней – аккаунт, ресурс, представление. Аккаунт регистрируется на одну почту и к нему можно привязать несколько сайтов. Ресурс – собственно сайт или приложение, по которому будет собираться статистика. К одному аккаунту привязывается до 50 ресурсов. Представление – определенный набор отчетов и настроек для конкретного ресурса.

Второй шаг – настройка ресурса


Он предполагает привязку сайта к системе аналитики. Если аккаунт создается впервые, достаточно нажать «зарегистрироваться», и далее заполнить название аккаунта, ввести название сайта и его домен. Рекомендуется сразу выбрать отрасль и часовой пояс, чтобы собирать данные корректно. Подробная инструкция представлена на сайте поддержки Google.

Третий шаг — настройка представления


Настройка осуществляется в разделе «Администратор» — «Представления». Здесь можно задать интересующие параметры для отслеживания и выведения в отчеты. Инструкция по настройке представлений подробно описана на официальном сайте поддержки Google

Четвертый шаг — получение и размещение счетчика на сайте


Когда аккаунт создан и привязан ресурс, следует перейти в раздел «Ресурс» — «Отслеживание» — «Код отслеживания». Полученный идентификатор отслеживания следует вставить на каждую страницу сайта после тега .
Данный идентификатор отслеживания может быть вставлен напрямую в код сайта или в специальный модуль или плагин для CMS. В системах управления сайтом часто бывает встроен модуль или создан специальный раздел в шаблоне для вставки кода систем аналитики, либо можно скачать и установить отдельный плагин. Для WordPress или Opencart существуют бесплатные решения, которые можно найти на официальных сайтах. При этом специалисты рекомендуют размещать код счетчика напрямую, так как это снижает нагрузку на сервер.
Профессионалы также рекомендуют использовать скрипт gtag.js, который поможет унифицировать теги google analytics, conversion.js и google optimize. Использование скрипта gtag.js позволит всегда получать обновленные скрипты от Google. Подробная процедура размещения срипта описана на сайте поддержки Google.

Основные возможности и отчеты в Google Analytics


На главной странице сервиса, когда выбран определенный ресурс, отображается несколько основных отчетов в виде виджетов. Здесь выводится сводная информация о количестве посетителей сайта, сеансов, показателе отказов, средней продолжительности сеанса и так далее.

Раздел «Специальные отчеты»

В разделе «Специальные отчеты» отображаются настроенные вебмастером отчеты, которые ему необходимы для работы. Они сохраняются оптимизатором в определенном виде и с необходимым набором данных (пример: в отчет выводится параметр, допустим, регион посетителя и показатели: время, проведенное на сайте, процент отказов и другие). Подробная инструкция по настройке данного раздела изложена на официальном сайте поддержки Google.

Раздел «Отчеты»

Раздел «Отчеты» представляет собой набор большого количества стандартных отчетов для анализа аудитории сайта, источников трафика, поведения пользователей.

Отчеты в режиме реального времени


Раздел «В режиме реального времени» позволяет отслеживать посещаемость ресурса и поведение пользователей онлайн. Действия пользователей отображаются буквально через несколько секунд после их совершения.
Раздел позволяет выводить несколько типов отчетов: по местоположению посетителей ресурса, по источникам трафика, по контенту, событиям и конверсиям. Данный раздел необходим для оперативного отслеживания изменения в поведении пользователей после внесенных изменений на сайт: размещения новых материалов, информации о скидке и других. С помощью отчетов в режиме реального времени отслеживается эффект от записей со ссылкой на сайт в социальных сетях.

Отчеты «Аудитория»


Отчеты «Аудитория» выводят данные о пользователях, посетивших сайт. Они изучить аудиторию сайта по социально-демографическим данным: пол, возраст; по интересам; по географии; поведению: время, проведенное на сайте, количество просмотренных страниц.
В разделе «Аудитория» можно вывести отчеты о том, с каких устройств посетители заходят на сайт, что важно учитывать при продвижении товаров и услуг, которые часто заказывают с телефонов. Учитывая, что мобильный трафик стремительно растет, важно постоянно отслеживать количество посетителей сайта, заходящих со смартфонов и их поведение. Удобная мобильная версия или адаптивный дизайн повышают конверсию, и это наглядно прослеживается в системе Google Analytics.
Интересный отчет в разделе «Аудитория» — «пути пользователей», который показывает с каких страниц и на какие переходят посетители сайта. С помощью данного отчета анализируется удобство пользования сайтом и простота поиска необходимой информации.
Более подробная информация о работе с отчетами в разделе «Аудитории» представлена на официальном сайте поддержки Google.

Отчеты «Источники трафика»


Другой большой раздел отчетов называется «Источники трафика». С его помощью легко понять, какие каналы приводят большее количество посетителей на сайт. В разделе «Обзор» видна сводная информация по источникам, конверсиям и проценту отказов.
Выделяют четыре основных источника трафика:
  • «Referral» — переходы по ссылкам с других сайтов.
  • «Organic search» — переходы из поисковых систем не по рекламным объявлениям.
  • «Direct» — прямые заходы на сайт.
  • «Social» — переходы из социальных сетей.
По каждому из типов источника трафика можно построить отдельные отчеты, чтобы проанализировать эффективность каналов.

Отчеты «Поведение»


Раздел отчетов «Поведение» позволяет изучить такие параметры, как просмотры страниц, средняя продолжительность просмотра страницы, процент отказов и другие. В данной категории можно анализировать интерес к контенту сайта, выводя отчеты по наиболее посещаемым страницам, страницам входа и выхода.
Раздел позволяет выводить отчеты о скорости загрузки страниц сайта, чтобы их оптимизировать для дальнейшего продвижения в поисковых системах. Данный параметр является важным с технической точки зрения, так как быстрая загрузка страниц — один из факторов ранжирования. Корректировка скорости загрузки страниц часто позволяет повысить позицию сайта в органической выдаче.
Интересен отчет об использовании поиска по сайту, так как он сигнализирует о том, понятна ли структура сайта, легко ли найти необходимый товар или услугу.
Отдельного внимания заслуживает отчет о совершенных событиях на сайте: заполнении форм и других. Он позволяет анализировать конверсию на определенных страницах.

Отчеты «Конверсии»

Раздел «Конверсии» один из наиболее важных, так как позволяет отслеживать достижение конкретных целей, установленных владельцем сайта или SEO-специалистом. В качестве целей создаются: клик по кнопке оформить заказ, заполнение формы на обратный звонок, просмотр 3 и более страниц и другие. В рамках оказания услуги по продвижению сайта наши специалисты всегда устанавливают цели и демонстрируют их достижение заказчику.

Добавление целей в GA

Цели устанавливаются в разделе «Администратор» — «Представления» — «Цели». Перейдя в данный раздел необходимо нажать кнопку «Цель». Появится форма для создания целей, в которой есть определенные «подсказки». Следуя им легко понять, какие именно цели следует создать. Можно также создать свою, выбрав строку «собственная».


Основные виды целей в GA:
  • Посещение определенной страницы (пример: посещение страницы товары, раздела «доставка»).
  • Совершение целевого действия (пример: клик по кнопке, заполнение формы).
  • Просмотр определенного количества страниц за сеанс (пример: посещение не менее 3 страниц).
  • Время, проведенное на сайте за один сеанс (пример: время на сайте 3 минуты и более).
Подробная инструкция по созданию и редактированию целей представлена на специальной странице поддержки от Google.

Google Analytics и Google Search Console

Профессиональные SEO-специалисты при подключении сервиса Google Analytics связывают его с Google Search Console. Это специальный инструмент для вебмастеров от Google, в котором можно видеть технические ошибки на сайте, количество проиндексированных страниц и другие параметры. В рамках оказания услуг по продвижению сайта или настройке рекламы наши специалисты всегда связывают данные системы.
Процесс интеграции двух сервисов достаточно простой: необходимо перейти в раздел «Администратор» в GA, далее выбрать «Все продукты» в категории «Ресурс», и ниже нажать «Установить связь с Google Search Console». При осуществленной интеграции данные из Google Analytics будут передаваться в сервис для вебмастеров.

Google Analytics и Яндекс.Метрика

Два наиболее популярных сервиса для сбора статистики о посетителях сайта — Google Analytics и Яндекс.Метрика. Их часто сравнивают между собой, так как они выполняют схожие функции и позволяют решать одинаковые задачи.
При этом существует несколько важных различий:
  • В Яндекс.Метрике несколько проще интерфейс, начинающему специалисту легче разобраться в настройках. В Google Analytics гораздо больше функций и настроек, что усложняет освоение сервиса, но больше подходит для профессиональной работы.
  • В Google Analytics отслеживается трафик только из поисковой системы Google. Это большой минус, так как всегда интересно понимать, откуда больше посетителей приходит из поисковой системы Яндекса или Google. Из-за этого часто отличаются статистические показатели в GA и Яндекс.Метрике.
  • В GA отсутствуют такие интересные инструменты, как Вебвизор и тепловые карты. В Яндекс.Метрике они есть и позволяют собирать дополнительную информацию о посетителях сайта.
  • В Google Analytics есть отчет, показывающий поведение посетителей сайта в реальном времени. В Яндекс.Метрике подобной возможности нет.
  • Гугл Аналитикс собирает полную информацию о посетителях из рекламной системы Google Ads, а Яндекс.Метрика — из Яндекс.Директ.
  • В Google Analytics не отображаются ключевые фразы, по которым пользователи переходят на сайт, так как в силу политики шифрования в GA выводится отчет с фразой «Not Provided». Простыми словами: Google шифрует данные о ключевиках, по которым пользователи попадают на сайт. В Я.Метрике данные выводятся корректно, есть возможность отслеживать ключевые фразы, использованные в поиске.
У Google Analytics и Яндекс.Метрики есть свои сильные и слабые стороны, их данные различаются, поэтому для ежедневной работы рекомендуется использовать оба сервиса, так как это позволит собирать максимум информации о посетителях.

Вывод

Google Analytics – прекрасный инструмент для владельца сайта или специалиста по оптимизации, так как благодаря огромному количеству различных настроек он предоставляет массу информации для качественной web-аналитики.

Сервис достаточно сложен в освоении, но его изучение не проходит бесследно – освоенный инструмент становится настоящим «помощником» вебмастера, так как выводит массу отчетов, сигнализирующих о качестве продвижения, эффективности рекламы и так далее.

С помощью собранных данных легко вносить корректировки в стратегию продвижения, дизайн и структуру сайта, оптимизировать рекламные кампании.